Статьи

18.06.2012

Будда и рыбы

В древности, когда Вирудхака, царь Шравасти, напал на город шакьев[1] Капилавасту и убил восемьдесят тысяч жителей, Будда тоже пострадал, но это проявилось только в виде головной боли. Когда ученики спросили о причине его недомогания, он ответил: «Когда в прошлом шакьи были рыбаками, они убивали и поедали множество рыб. Однажды они поймали двух больших рыб, но не убили их сразу, а вытащили из воды и привязали к шесту. Корчась в мучениях, рыбы думали: "Эти люди убивают нас, хотя мы не сделали им ничего плохого. Пусть и мы сможем их убить, даже если в будущем они не причинят нам вреда". В результате эти две большие рыбы перероди­лись в облике царя Вирудхаки и его приближенного по имени Матро-пакара, а другие рыбы, убитые шакьями, переродившись, стали их воинами. Ныне шакьев истребили. В те времена я был сыном одного из этих рыбаков и смеялся, глядя, как бьются на земле те две боль­шие рыбы. Это и стало причиной моей сегодняшней головной боли. Не обрети я благой Дхармы[2], сегодня меня тоже убили бы воины Вирудхаки».



[1] Шакьи – племя из которого происходит будда Шакьямуни ("мудрец из племени шакьев")

[2] Дхарма – один из самых важных и многозначных терминов в общеиндийской и буддийской традициях. Среди значений слова выделяются значения, связанные с морально-этическими нормами – долг, добродетель. Однако морально-этические нормы еще в древней Индии были осознаны как универсальный закон мироздания, отсюда происходит значение дхармы как закона, а также как религиозной и философской системы, исследующей закон. В буддизме Дхарма – Закон, учение Будды.